среда, 5 января 2011 г.

70 лет со дня кончины Николая Николаевича Елисеева

5 января 2011 года исполнилось 70 лет со дня кончины, мецената, члена Попечительского совета прихода, почетного гражданина села Верхний Ландех Николая Николаевича Елисеева. О жизни и судьбе этого истинно русского, глубоко верующего нашего земляка мы узнаем из книги «Иконописная мастерская Н.М. Софонова. Палех» изданной в 2010 году правнуком Николая Николаевича Владимиром Дергачевым.
Хотя данное издание посвящено истории известной палехской иконописной мастерской Н.М. Софонова, в ней мы находим немало исторических сведений раскрывающих судьбу Н.Н. Елисеева, который являлся зятем иконописца. Автор книги с большой любовью описывает свои воспоминания о Верхнем Ландехе и дает развернутый, богатый историческими документами материал о жизненном пути основателя и организатора строчевышивального промысла в нашем поселке Н.Н. Елисееве.  Особое внимание заслуживают исторические сведения об испытаниях, которые выпали на долю судьбы Николая Николаевича и его семьи. Являясь крупным, известным не только в России, но и за рубежом представителем строчевышивального производства он был ненавистен советской власти. Страшное время репрессий и уничтожения цвета русской интеллигенции коснулось и верхнеландеховского мецената.
Участники Духовного Собора Верхнеландеховской волости (нач.XXв.) 
Во втором ряду, третий с права Н.Н. Елисеев.














Вот как описывает В. Дергачев о последних днях его жизни, - «Лишившись имущества и жилья, Николай Николаевич и Мария Николаевна с дочерьми были вынуждены уехать в Ленинград. Некоторое время Николай Николаевич работал сторожем в Ленинградской Артели инвалидов «Ответственная охрана», которая располагалась в доме № 12 на Загородном проспекте. В 1931 году ему пришлось отработать какое-то время на торфоразработках. Дочь Елена стала работать в пошивочной мастерской, однако с пошивочным материалом в городе было плохо, и вскоре она вернулась в В.Ландех. Дочь Татьяна работала в учебной мастерской, и осталась в Ленинграде.
Весной 1933 года в результате начавшейся паспортизации населения Николай Николаевич и Мария Николаевна были вынуждены вернуться из Ленинграда в В.Ландех, поскольку из-за поражения в правах не могли получить паспорта. По воспоминаниям современников, несмотря на все невзгоды, Николай Николаевич ходил по селу всегда опрятно одетым – в яловых сапогах, рубашке-косоворотке и удлиненном пиджаке, с окладистой седой бородой. Зимой носил пальто.
С этого времени Н.Н. Елисеев неоднократно пытался восстановить гражданские (избирательные) права – свои и членов семьи. Однако восстановили в правах только его сына Николая. Сохранилась часть переписки с органами исполнительной власти. Приведу одно из многих заявлений:
В село Пестяки. Президиум РайИсполкома. Орг. Часть Рика
Елисеева Николая Никол.
Села Верхнего Ландеха
 74 лет

Заявление.
С 1925 года я лишен права голоса, очевидно за то, что до 1917 г. я занимался выработкой строченого белья и его продавал. С 1917 г. по 1930 год я занимался исключительно сельским хозяйством и вследствие непосильного налога был вынужден отказаться от земли и уехать в Ленинград. Там я поступил в Артель Инвалидов сторожем и работал с 1930 г. по 1933 год. Обязанности свои я исполнял добросовестно и аккуратно. В марте м-це 1933 г. я должен был оставить службу и уехать из Ленинграда. Причиной этого послужила паспортизация и мне и жене как лишенцам паспортов не дали. Теперь я живу в Ландехе у своих сестер и пользуюсь хотя не досыта ихним хлебом, так как они и сами испытывают большую нужду, живут на средства, получаемые с квартирантов. Имея…одна 76 лет и другая 68 лет, теперь я являюсь для них непосильным бременем, а поэтому мне приходится от сестер уйти и изыскивать средства к существованию. А где и как не придумаю, потому, что лишенцам везде путь загорожен. На основании изложенного Прошу Президиум Исполкома восстановить меня в правах гражданства и тем самым дать возможность поступить на должность хотя опять сторожа, и остатки дней моих просуществовать на заработок честным путем.
Если же Вы в моей просьбе откажете, я должен голодовать и идти по миру, а поэтому еще раз прошу в моей просьбе не отказать (выделено мной. – В.Д). На случай сообщаю адрес, где я работал сторожем, может быть найдете нужным справиться о моем поведении и исполнении моих обязанностей…
Николай Никол. Елисеев, 1934 г., января 28 дня». ( )
__________
( ) ГАИО, фр-1627, оп.1, д.112, л.4, 4 об.

В гражданских правах Марию Николаевну и Николая Николаевича не восстановили, а 5 мая 1935 г. Николай Николаевич в возрасте 75 лет «как бывший крупный торговец…» и его сын Михаил «как сын бывшего крупного торговца…» были арестованы. Приговором спецколлегии от 28.07.1935 г. Н.Н. Елисеев и М.Н. Елисеев были осуждены по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР на восемь лет лишения свободы каждый. 5 января 1941 года, находясь в заключении, в Хабаровском Крае в возрасте 81 года Николай Николаевич ушел из жизни. Место его захоронения не известно. В апреле 1992 года Прокуратурой Ивановской области архивные уголовные дела на Николая Николаевича Елисеева и его сыновей – Михаила Николаевича Елисеева и Николая Николаевича Елисеева (младшего) были пересмотрены, и все они – реабилитированы».
С книгой В. Дергачева «Иконописная мастерская Н.М. Софонова. Палех» о судьбе двух известных Палехских и Верхнеландеховских семьях можно познакомится в районной и приходской библиотеках пос. Верхний Ландех.