В день, когда весь мир и вся богозданная природа празднуют Воскресение Христово, примите от меня, своего архипастыря, радостную весть, принесенную ангелом к женам-мироносицам: «нет здесь (во гробе - Христа) – Он воскрес» (Мф.28:6).
Мир, в котором существовало человечество до Пришествия Христова, представлял собой от начала до конца трагедию богооставленности. Уже среди детей Адама совершается человекоубийство. Спустя недолгое время случается Всемирный потоп как следствие неисцелимой деградации людей - за исключением всего лишь одной семьи. Затем происходит безумное и горделивое строительство памятника мнимому величию в Вавилоне и крайнее развращение жителей Содома.
И каждый раз Господь изменяет до основания стремительно деградирующий мир.
Через Авраама, а затем и Моисея Господь восстанавливает истинное богопочитание. Однако проходят века, и вновь пророки Израиля вынуждены обличать богоизбранный народ в оставлении Закона Божия и констатировать нравственное падение - всё это происходит в том обществе, которое обрело на горе Синайской Завет Господень.
Ничто не могло спасти человечество, кроме как восстановление его единения с Богом во всей полноте - полноте, даже превышающей состояние Адама и Евы в Эдемском Саду. Именно для этого Бог явил Свое врачующее милосердие к нам: Сам стал Человеком. "Господь здравою принял ту природу, здравость которой погибла, дабы человек чрез здравую природу Господа возвратил себе здравость первобытной своей природы" (преподобный Ефрем Сирин. Толкования на Священное Писание).
Сегодня мы с вами пережили дни Страстной седмицы - времени, когда воспоминаются как самые страшные предательства, так и самые великие милости Божии: установление Таинства Евхаристии как предельной степени обожения человеческой природы через Причастие Тела и Крови Христа, а также Жертвы Христовой на Кресте - величайшей жертвы любви Бога к людям. Эти события завершаются в День Господень, когда Бог сошел во ад и вознесся из бездны. Вознесся не Один, но с душами, принявшими Бога как средоточие всего своего существования. Христос победил смерть в её самом страшном проявлении - смерти вечной. Остается лишь дождаться того времени, когда Христос победит и смерть временную. Это наступит, непременно наступит, потому как обетование Божие не может не исполниться!
Дорогие отцы, братия и сестры! Сейчас мы все переживаем тяжелое время, о котором нам говорит Господь через Евангелие. Беды и несчастья, болезни и войны - всё, сказанное в Писании, сбывается и теперь - перед нами. Но скорбь, которая естественна для каждого, не должна приводить нас в отчаяние. "Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает", - учит нас святитель Иоанн Златоуст. Нам, христианам, известно, что в итоге Господь победит всякое зло. Не сможет ад поглотить наши души, если мы останемся крепкими в своём уповании на Бога.
Следует всегда, даже в самое нелегкое время, сохранять милосердие и человеколюбие, которые являются главными для двухтысячелетнего христианского мира. Только тогда, когда мы остаемся "светом мира" и "солью земли", возможно свидетельствовать о Воскресшем Христе миру, забывшему об Истинном Боге. Свет Христов, просвещающий всех, исходит от Бога, но распространяется по земле, преломившись через призму наших сердец.
Так будем же провозвестниками Божией правды в нескончамой чреде поползновений ада, жаждущего поглотить своей пустотой души заблудших. Станем для тех, кто неспособен видеть напрямую свет Божией благодати, светильниками веры, какими для нас стали Пресвятая Богородица и сонм святых, от века Богу благоугодивших!
Не будем отчаиваться и унывать - Господь с нами! Он любит нас неизмеримо больше, нежели родители любят своих детей.
Ради нас Бог стал Человеком. Ради нас Он умер и ради нас воскрес, чтобы и мы воскресли душой и телом, смогли во всей полноте принять то, что Господь уготовал и обетовал нам - вечную радость в Своих Небесных обителях.
Христос Воскресе!
Иларион
Епископ
Кинешемский и Палехский
Пасха Христова
2022 год
Град Кинешма